Первый тур на винокурнях обычно уходит в 10 часов. К этому времени мы и отправились на Dalwninnie — это всего минут 10 на машине в обратную сторону от Ньютонмора, где мы ночевали. Погода уже намекала — что рассчитывать на идеальную погоду, как в первый день нашего отпуска, в дальнейшем не стоит. Но пока всё было не так уж плохо — всего-лишь серое небо, и начинал накрапывать мелкий дождик.
Dalwhinnie видна с главной трассы A9, съезды на неё хорошо обозначены.
В гостевом центре нас встретили сухо, взяли по 8 фунтов за человека. Экскурсия была худшая. Серьезно, на момент написания этого текста, я уже побывал на 43 разных винокурнях с экскурсиями, но это была абсолютно худшая. На вопросы экскурсовод отвечала выбирая самый простой путь — просто придумывая ответы. Она совсем не понимала о чем говорит, да и с речью были проблемы, ей бы тренинг какой пройти, а до для экскурсовода через каждые два слова вставлять вопросительное «Yes?!» — это слишком.
На самой винокурне был т.н. silent season — производство остановлено, идут запланированные ремонт и обслуживание оборудования. Да, фотографировать нельзя. На всех винокурнях Diageo всегда все подобные запреты до сих пор объяснялись безопасностью и только ей. Тут же отговорка не работала, но запрет остался в силе.
По возвращении в гостевой центр сотрудники продолжали отжигать. Несмотря на откровенно плохую экскурсию, я всё-таки решил купить сувенир, и решил пойти пустым путем — спросил их, что же они могут порекомендовать из того, что не продается в США. Мне гордо дают Dalwhinnie 25. Я говорю — спасибо, он продается. Мне отвечают, что не продается — что это редкий, ограниченный релиз, и продается всего в нескольких местах в мире. Что мне ответить? Я всё-таки говорю, что я знаю прекрасно про этот виски, и его продобовал, но прошу найти мне что-нибудь другое. А Далвинни 25 вышедший в диадживской серии Limited Editions в этом году действительно есть в большинстве специализирующихся на виски магазинов в США, и продается откровенно так себе. Что делает сотрудник? Он идет к кассиру, где они в двух метрах от меня начинают меня же и обсуждать, и что как я не прав, что это та-а-а-акой редкий виски, что нигде не может продаваться…
Ладно, думаю, хрен с ним, с сувениром. И поспешил на свежий воздух. Лучше бы они с такой же упертостью репетировали свою экскурсию. Пофотографировав винокурню снаружи, её знаменитые wormtubs, я попытался забыть этот ужасный визит, и думать о том, что виски, однако, здесь делают гораздо лучше, чем принимают гостей. Да, кстати, про wormtubs на экскурсии даже ничего не сказали, ну кроме того, что здесь охлаждается пар. Да я мог рассказать раз в 10 больше и интересней.
Погода продалжала портится, следующей остановкой был Томатин, на подъезде к нему всё заволокло туманом. Картинки получились не такие красочные.
Томатин и так выглядит тем — чем является, довольно индустриальной винокурней, а затянутый туман и вовсе выглядит депрессивно. Когда-то одна из самых крупных винокурен ныне не очень известна, да и размером нынче не та — от 23 кубов осталось лишь 12. Туры здесь редкие, так что узнайте заранее. На винокурне отнеслись к нам вполне гостеприимно, экскурсия была качественная, хотя после Dalwhinnie любая бы такой показалась. Только мы опять попали в «тихий сезон», шел ремонт в ферментационном зале, поэтому наверх, где готовят сусло и брагу, нас не пустили, но в still house мы побывали. Ну да, внизу стоит старый mashtun, в разрезе — на нем и объясняют процесс. Фотографировать можно везде.
После Томатина мы заехали в Ивернесс до банкомата, но сразу же отправились в Гилс Бэй на паром. Правда, голод заставил сделать остановку по пути на ужин. Паром уходил в 7:20, и даже задержавшись на ужине дольше запланированного, мы еще вполне успевали. Но не доехав Уика уперлись в стоящие машины — впереди авария из трех машин, и полиция полностью закрыла дорогу. Альтернативные маршруты значили объезд на несколько часов. В итоге через 40 минут дорогу открыли, но нам пришлось не ехать, а практически лететь. И мы все-таки приехали с опозданием, но к счастью, паром тоже задержался — хэппи энд — мы с машиной плывем на Оркнейские острова, как и было запланировано. Паром на двух взрослых и легковой автомобиль стоит 61 фунт в одну сторону. Из Гилс Бэя идет около часа. От пристани, куда он приходит, до столицы островов, Карквола, на машине около 30 минут.
Наш B&B оказался всего в трех минутах пешком от винокурни Хайленд Парк. Вечером мы прогулялись по городу, в центре гуляла молодежь, но местные бары, особенно после Штатов (где алкоголь разрешается только с 21 года), казалось, были забиты одними пьяными школьниками. К бару было не протолкнуться, но все пили водку или джин с миксерами. Виски заказывал только я. К счастью, индусы и китайцы, имеющие рестораны в каждой шотландской деревушке, более трудолюбивы, именно они работают до допоздна.
Вообще, к шотландским расписаниям надо привыкнуть. Банковское отделение может работать 3 дня в неделю, и то только до двух часов дня. Магазины — аналогично.
Продолжение следует…