О винокурне
Woodford Reserve Distillery совсем не похожа на большинство американских винокурен. Она — не промышленное предприятие, как Heaven Hill, Jim Beam или Wild Turkey, и даже по сравнению с Maker’s Mark по масштабам выглядит очень скромно.
Принадлежит она компании Brown-Forman, у которой основные продажи сосредоточены на их Теннесси-виски Jack Daniel’s, но и в Кентукки у них есть свои винокурни. Та, что побольше, Brown-Forman Distillery (Early Times) находится в Шивели в Луисвилле, но сейчас речь о второй — самой маленькой винокурне Woodford Reserve, задача которой — производить в небольших количествах бурбон для премиум-сегмента.
На самом деле это оригинальная Old Crow Distillery. Именно бурбон Old Crow был одним из лидеров рынка в середине 20-го века и был главным конкурентом Джим Бима. Джеймс Кроу, основатель этой винокурни, является одним из отцов современного бурбона. Именно он сделал два важных шага в его развитии — стал использовать sour mash метод и тщательно следить за гигиеной, отсутствие диких дрожжей и бактерий позволило производить более стабильный продукт. В 1986 году компания была куплена Джимом Бимом и произошли очень странные изменения в рецепте, которые сейчас предпочитают называть технологической ошибкой. Но через два года винокурня закрывается, бренд Old Crow переводится на рецепт Jim Beam’а, лишается маркетинговой поддержки и отправляется в самый нижний сегмент дешевых виски. То что сейчас продается в магазинах под маркой Old Crow уже никакого отношения к тому самому Old Crow не имеет.
Постройки на этом месте уже были почти снесены в 1995-м году и земля продана, но местные власти объявили, что обе готовившиеся к сносу винокурни (Old Crow и Old Taylor) являются исторической ценностью. Еще бы, здание винокурни построено в 1838 году, сейчас это старейшая действующая винокурня в Кентукки.
Уже в 1996 Brown-Forman выкупает и восстанавливает винокурню. Не имея прав на старый бренд, создает новый — Woodford Reserve. Новый бурбон Woodford Reserve начинает производиться еще до того, как первый виски произведенный здесь дозревает до минимального возраста — используется бурбон с Шивели. Да и сейчас Woodford Reserve представляет собой купаж специальных «медовых» бочек виски, произведенных на Brown-Forman Distillery и бочек виски произведенных здесь.
Экскурсия
Приезжая на винокурню попадаешь в большой просторный гостевой центр.
Внутри много экспонатов, объясняющих процессы производства, выдержки. Исторические факты, фотографии. Магазин сувениров. Туры платные, но цена символическая, всего по 5 долларов с человека. Дегустация единственного производимого здесь бурбона включена в цену.
Слева — здание винокурни, справа — старейший склад, где выдерживается виски. От гостевого центра туда отправляемся на микроавтобусе.
На входе в винокурню. На первом плане экспонаты с зерном для туристов, самое интересное за ними. Бак для дрожжей, за ним чан для ферментации из дерева кипариса.
Здесь готовится зерновая «каша».
Можно заглянуть внутрь.
А здесь уже вовсю идет процесс ферментации. Забавно, что здесь очень ограниченно используют «sour mash»-метод, среди всех бурбонов тут самый маленький процент старой браги в сусле, что позволяет получать более свежий и сухой вкус. Забавно, ведь Джеймс Кроу, построивший эту винокурню, и положил начало этой традиции.
Деревянные чаны сложнее обслуживать, поэтому от них постепенно отказываются. На фото — процесс чистки и дезинфекции перед следующим использованием.
Самое интересное место — уникальное зрелище для Америки! Тройная дистилляция в классических перегонных кубах, разработанных и произведенных в Шотландии. Итак, слева направо крепость повышается, первый куб для «низких вин» (low wines), второй — высоких вин (high wines), третий — спиртовой (spirit still). На выходе жидкость крепостью 20%, 55%, 79% соответственно.
Почему же именно так? Главный винокур компании уверен в том, что это позволяет сохранять больше желаемых компонентов при той же крепости. В кубах непрерывной перегонки, по его мнению, при той же крепости, не сохраняются в тех же пропорциях эфирные масла, отвечающие за самые привлекательные оттенки вкуса и аромата, и остается слишком много других компонентов, в том числе требующих дополнительной очистки.
Тут кубы видно в полный рост. Они, как я уже сказал, изготовлены в Шотландии, по заказу. Специалисты ездили в Шотландию, смотрели шотландские винокурни, консультировались на Гленмораджи по дизайну.
Здесь свежий «white-dog» заливается в новые бочки и отправляется на склад.
Технологии 19-го века до сих пор облегчают тяжелый труд. Рельсы для бочек проложены под уклоном до самого склада, что позволяет лишь ставить упоры через определенные отрезки, чтобы бочки не сильно разгонялись. А катятся они почти сами.
Внутри склада. Вудфорд Резерв в среднем хранится на складе 6 лет. Надо отметить, это не очень много для премиум-бурбона.
Обычно в складских помещениях темно, и не видно ничего кроме одного этажа и трех рядов бочек, здесь пусть небольшой, но старый склад, построенный из известняка — и главное какие «многоэтажные» виды внутри.
Это уже следующее здание, bottling, сюда привозится несколько бочек уже выдержанного виски, отобранных для разлива очередного батча. Содержимое бочек выливают.
Оказывается как много угля вымывается из бочки вместе с виски. Кстати, batch действительно small, я насчитал всего 6 бочек.
А это процесс мойки бочки, внутри шарик-спринклер, разбрызгивающий под напором воду в разные стороны. Когда я делал эту фотографию, экскурсовод (забавный пенсионер) вещал про что-то другое, но на это обратила внимание еще одна женщина. На её вопрос у сути происходящего он ответить не смог, а когда я ответил за него, он сказал, что нет, что ничего не моют, что это газ (???). Не стал развивать тему, не люблю ставить людей в неудобное положение. К чести мужика, пока мы заполняли анкеты и дегустировали, он ушел на консультацию и вернулся, нашел меня, сказал, что он был не прав. Заверил меня, что моют исключительно деминерализированной водой, которая не сказывается на вкусе. Да я как-то об этом и не беспокоился.
Вот и наполняются бутылочки. Минимум участия людей.
Дальше по конвейеру пройти не дали, это уже коробка с упакованным виски приезжает на финальную точку.
Рекомендую всем, кто окажется в тех краях, обязательно туда заехать. Говорят весной и осенью там невообразимо красиво. Но зимой удобней — народу мало, практически приватные туры везде.